Цифровая революция как она есть
Читаю утром новости и не верю своим глазам: посетители выставки в Третьяковской галерее выломали дверь и устроили массовую драку. Первая мысль: кто-то натравил ватных колорадов на очередного современного художника. Дочитал новость до конца — и все оказалось гораздо хуже.
Что же случилось в «Третьяковке»?
На самом деле, в Третьяковке выставили Серова. Того самого, что написал «Девочку с персиками». Мало того, выставку попиарил местный дуче. После этого на выставку ломанулись не только интеллигенция (в нормальном смысле этого слова), но те самые ватно-колорадные ребята. «Так все-таки это было побоище с политическим подтекстом?» — спросите. Нет. Все было гораздо интереснее.
«Третьяковка» таки тоже внедрила у себя систему е-тикетов — электронных билетов. Причем, в отличие от нашего Волковского театра, посетителю Третьяковской галереи не надо получать бумажный билет — достаточно электронного. Выставка оказалась действительно популярной, и на нее стали приходить толпы народа. Часть — по электронным билетам, часть — слоупоки, которые сначала стояли по нескольку часов в кассу за билетом бумажным. А дальше… Дальше кто-то крикнул, что с электронными билетами пускают на саму выставку без очереди. Слоупокам это не понравилось, и они тоже побежали на штурм Зимнего дверей Третьяковской галереи. Итог: массовая потасовка, несколько выбитых дверей и прекращение продаж билетов через интернет.
Разбор кейса
Ну а теперь разбор полетов. С одной стороны, маркетологи «Третьяковки» молодцы: сделали систему заказа билетов через интернет, да еще и в залы пускали по самым настоящим е-тикетам.
С другой — надо было немного подумать. У любого зала — хоть театрального, хоть музейного — есть максимальная производительность. Как и у станка. Больше, чем в оборудование заложено инженерами, не выжать. Только вот у театрального зала есть естественный ограничитель уровня производства — число установленных в зале кресел. У выставочного зала его нет. При традиционном подходе число посетителей ограничивается самой очередью и временем работы зала: сначала набиваем зал по завязку, а потом включаем принцип «один вышел — другой вошел».
И вот эту схему меняет цифровая революция. Билет теперь можно купить через интернет. Сервер обычно позволяет обработать несколько десятков заказов за секунду, и число проданных билетов стремится к бесконечности. В «доцифровую» эпоху в кассе всегда сидела кассирша, которая смотрела за наполняемостью зала и в любой момент могла сказать: «Билетов нет!» После перевода продаж в интернет такая кассирша исчезла, и регулировать процесс стало некому. Да и невозможно его регулировать при таком подходе: если билет куплен вчера, то неизвестно, во сколько именно придет купивший.
Решение кейса
Так что же делать? Устраивать теплую ламповую контрреволюцию, нивелируя все достижения прогрессивного человечества и возвращая власть слоупокам? Не стоит. Все гораздо проще. Достаточно у каждого проданного билета устанавливать часы валидности. То есть сделать электронный билет действительным только в течение определенного часа. И, естественно, спрашивать желаемый час посещения при покупке билета. А сервер, продающий билеты, должен считать количество проданных е-тиектов на тот или иной час: очевидно, что максимальное число билетов на данный час не должно превышать нормативную производительность (пропускную способность) зала. Ну а «традиционно-бумажные» билеты в этом случае должны продаваться по остаточному принципу.
Кому-то может быть неудобно, но… Но это уже проблема слоупоков. Лично я, покупая билеты через интернет в этом случае захочу точно знать, когда меня гарантированно пустят в зал, и, исходя из этого, планировать свой день. Очереди — это тяжкое наследие режима советской оккупации, и от них надо избавляться. Цифровая революция, которая происходит на наших глазах, поможет нам же от них избавиться.
Не забывайте лайкать: